На главную Написать нам Карта сайта
Вопрос недели

Как вы относителсь к ожидаемому переходу на постоянное "зимнее" время?

 Ответы 
тексты, над которыми в данный момент работают журналисты электронная подшивка Молодой Коммунар: прошлое, настоящее, будущее сотрудничество ОБЪЕКТИВная реальность звоните, пишите, приходите!
Лыко в строку
События
Новости
Политика
Экономика
Общество
Культура
Спорт
Скандалы
Правопорядок
Коммунарочка
Ворон и еж
Наши акции
Гостевая
 

Коммунарочка

 

№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Кто станет «Воспитателем года»?



Сегодня будут подведены итоги Второго областного профессионального конкурса «Воспитатель года — 2011» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Воронежской области.
В первом туре воспитатели представили концепции своей педагогической деятельности. Работники дошкольного учреждения подошли к этому вопросу очень творчески: пели, читали стихи собственного сочинения, демонстрировали фотографии любимых воспитанников и презентовали разнообразные идеи по их развитию. Одни воспитатели изучают традиции и быт родного села, другие ставят музыкальные спектакли, а третьи рассказывают малышам о космосе.
В итоге из 28 участников первого тура жюри отобрало всего семерых финалистов. Это Марина Быкова (Воронеж), Ирина Федорова (Воронеж), Ирина Иванова (Семилукский район), Светлана Межова (Воронеж), Надежда Шацких (Хохольский район), Елена Шафоростова (Лискинский район), Юлия Карикова (Борисоглебск). Педагоги встретились в последнем туре испытаний — каждый из них провел открытое занятие с детьми в воронежском детском саду №175.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Школьный Шекспир



«Эхо XII Шекспировского фестиваля» — так называется фестиваль школьных театров на английском языке, который 7–8 октября будет проходить в Лисках.
Участниками фестиваля станут театральные коллективы школ Москвы, Воронежа и Воронежской области. Школьники исполнят отрывки произведений Шекспира и других авторов на английском языке. Приглашаются к участию в фестивале также творческие коллективы с выступлениями на немецком, французском, испанском и других языках. На мастер-классах и творческих встречах ребята встретятся с актерами и режиссерами Театра имени К. С. Станиславского.
К участию в Шекспировском фестивале приглашаются театральные коллективы школ, любители и ценители английской литературы. Справочная информация: (473) 254-50-50, (473) 271-95-82.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Тяжелая бронза



Воронежская спортсменка Марина Гацайниева стала бронзовым призером чемпионата России по борьбе на поясах в Челябинске.
Месяц назад спортсменка завоевала серебро на первенстве мира и была одним из фаворитов главного российского старта. Но, по решению тренеров, выступать ей пришлось не в своей весовой категории, а в весе 76 кг. Первую схватку Марина выиграла за 15 секунд, а вторую проиграла — сказалась разница в весе. Тем не менее бронза досталась именно воронежской спортсменке.
Впереди у Марины Гацайниевой — чемпионат мира, где ей предстоит выступать уже в своей весовой категории 66 кг.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Наше колесо доехало до Казани



Сколько бы шуточек ни отпускали мужчины в адрес женщин за рулем, социологи подтверждают: дамы более аккуратные водители, они реже становятся виновниками аварий на дорогах. На днях представительницы прекрасного пола еще раз доказали свое умение виртуозно маневрировать на дороге и, кстати, продемонстрировали безупречное знание ПДД.

Две наши землячки, Галина Старцева и Светлана Басаргина, только что вернулись со Всероссийских открытых соревнований по автомобильному многоборью, которые состоялись в Казани. Конкурс «Автоледи» был приурочен к 75‑летию ГАИ-ГИБДД. В Татарстан съехались автомобилистки из 49 регионов России. На совещании, которое прошло в рамках соревнований, прозвучало предложение — создать всероссийскую организацию автоледи.
Подобный воронежский конкурс, который проходил в нашей области в апреле среди сотрудниц ГИБДД, Галина Старцева уже выиграла. Свой юркий Shevrolet Spark она водит пять лет. Но с дорогой ее связывает не только это. Галина — автоинспектор, сотрудник отдела пропаганды в Верхнехавском районе.
Месяц назад, 1 сентября, она спасла школьников от пьяного водителя. В этот праздничный день Галина дежурила у школы в Углянце и вдруг заметила, как прямо на группу детей, собирающихся шагнуть на «зебру», несется белая «пятерка». Она бросилась наперерез пешеходам и преградила им дорогу. Машина пронеслась буквально в нескольких метрах. Водителя, который едва держался на ногах, догнали и задержали коллеги Галины. А сама она вскоре начала готовиться к соревнованиям в Казани. Хотя свой главный экзамен уже сдала в то памятное дежурство…
Выпускница факультета журналистики Светлана Басаргина стала лауреатом областного конкурса «Автоледи» в 2009 году. С того момента и попала в поле внимания сотрудников ГИБДД, которые, видя ее хорошую реакцию и способность к быстрому обучению, предложили ей участвовать в конкурсе в Казани. Водительский стаж Светланы тоже пять лет. Со своей мини-машинкой Smart Roadster девушка не расстается. Правда, при подготовке к состязаниям и Светлане, и Галине пришлось освоить «Ладу-14» — именно на этом автомобиле демонстрировали свое мастерство все участницы конкурса.
Первым этапом соревнований «Автоледи» стала проверка теоретических знаний конкурсанток. Чтобы справиться с заданием, нужно было довести скорость ответов до автоматизма. Затем девушки продемонстрировали высший пилотаж в автовождении.
— Когда начинали готовиться к соревнованиям, то я была уверена, что все умею — снять кольцо с эстафетной стойки, быстро провести автомобиль задним ходом по кругу, выполнить «змейку», — говорит Светлана Басаргина. — Но всего через час занятий с преподавателем Центра высшего водительского мастерства Николаем Селезневым поняла: всему этому я научилась только сейчас!
Готовиться к конкурсу девушкам также помогали инструкторы автошколы «Зебра».
По итогам конкурса воронежская команда заняла 21 место — если учесть, что подготовку девушки начали не за полгода, как другие участницы, а всего за пару недель до соревнований, результат многообещающий. Это оценили и организаторы конкурса — они пригласили Светлану Басаргину и Галину Старцеву принять участие в следующем этапе соревнований, который состоится через несколько месяцев в Москве.

Галина Саубанова, Михаил Кирьянов (фото)





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Парад молодоженов



В этом году празднование Дня города получилось особенно пышным и разнообразным. Но флешмоб, организованный управлением ЗАГС Воронежской области, не затерялся даже на фоне десятков ярких развлекательных мероприятий.

В самом деле, где еще можно встретить четыре десятка пар молодоженов одновременно?! Нарядные женихи и невесты фотографировались в Кольцовском сквере у фонтана и у памятника поэту, длинной колонной гуляли по площади Ленина, устроили фотосессию с ретро-автомобилями, а в конце прошествовали перед зрителями, завершая праздничное театрализованное представление.
Встречаясь с целым облаком невест в белых платьях в сопровождении эффектных женихов, воронежцы не могли сдержать улыбок, а маленькие девочки замирали в восторге, и никакими силами их невозможно было оторвать от завораживающего зрелища.
Тем более что среди невест была их ровесница в роскошном розовом платье — пятилетняя Ксения Атаева. Мама Ксюши Евгения и Сергей поженились всего месяц назад, и во время бракосочетания семье Атаевых предложили еще раз надеть свадебный наряд на День города. В прошлый раз у Ксюши, правда, было другое платье — голубого цвета.
— У нее таких шикарных нарядов много! — смеется мама. Благо замуж Ксении еще нескоро, так что можно пока вдумчиво выбрать самый-самый прекрасный образ.
К тому же и примеров перед глазами сколько угодно — платья у всех невест отличались разнообразием и изяществом. Женихи, как и полагается, выглядели скромнее. Кроме одного — Никиты Тельтевского. Он в своем пиратском камзоле и ботфортах резко выделялся на фоне облака белоснежных кринолинов.
— Свадьба у нас была тематическая, — пояснили Никита и его жена Александра. — Все гости пришли в соответствующих нарядах — тельняшках, камзолах, кто-то шил костюм, кто-то одолжил в театре. Сценарий свадьбы был написан заранее. Невесту в наряде принцессы пираты похитили — очень было весело!
Молодоженам все кричали «Горько!» Но они и без того то и дело целовались. У большинства новобрачных свадьба состоялась в течение предыдущего месяца. Но одна пара поженилась прямо в День города — после фотосессии в сквере Галина Чайковская и Дмитрий Протопопов заторопились на торжественную церемонию.
— А мы зарегистрировали брак 20 августа, — сообщили Анастасия и Валерий Гуровские. — Как хорошо, что сейчас можно просто повеселиться, расслабиться — с одной стороны, чувствуется праздничная атмосфера, а с другой — нет такой ответственности и напряжения, как на настоящей свадьбе!
Кстати, когда настанет пора этим парам отмечать серебряную свадьбу, у Воронежа опять будет круглая дата — 450 лет. Чем не повод собраться снова?!
Галина Саубанова


Галина Саубанова





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Грамота в стихах



Учителя русского языка и литературы бьют тревогу: с каждым годом дети в массе своей все меньше читают и все безграмотнее пишут. Как исправить этот пробел? Может быть, пора применить новые методики? Хотя в большинстве случаев новое — это слегка подзабытое старое…

Когда я в очередной раз слышу выражение «инновационное обучение», у меня возникает ассоциация не с интерактивной доской и не с электронным учебником, а с книгой рифмограмм Ольги Кургузовой. Известному воронежскому педагогу удалось невозможное: найти способ научить детей писать грамотно, не вызывая при этом у школьников отвращения к зубрежке.
Ольга Николаевна Кургузова — автор уникальной методики, благодаря которой процесс освоения грамоты стал не скучным и мучительным, а веселым и увлекательным. За создание оригинальной автор­ской технологии «Изучение орфографии через рифмограммы» ей присвоено звание «Учитель-изобретатель». А ее книга «Я русский бы выучил…» стала любимым учебным пособием для тысяч детей.
Рифмограммы — это рифмованные орфограммы. Сегодня их с удовольствием декламируют уже внуки первых учеников Кургузовой:

Паучок, сверчок, волчонок,
Собачонка и зайчонок!
В суффиксах под удареньем
Пишем только — ок, — онк, — онок.

Рифмограмм в книге 59. Сочинять их Ольга Николаевна начала в первые годы своего полувекового учительского труда. В начале 60‑х молодая учительница пришла работать в интернат. Детей-сирот она хорошо понимала — сама в семилетнем возрасте лишилась мамы во время войны. Общий язык нашли быстро, но учебный процесс шел туговато: ребята с трудом запоминали правила, не умели их применять на практике. И тогда Ольга Николаевна стала превращать свои уроки в забавные мини-спектакли, а орфографические правила и примеры излагать в стихах.
— В 1969 году после страшного землетрясения в Дагестане к нам привезли 700 маленьких дагестанцев, — вспоминает педагог. — Их надо было научить не только читать и писать, но и хорошо говорить по-русски. Многие дети пережили трагедию, потерю близких — под землю во время землетрясения уходили целые аулы. Когда я впервые вошла в класс, то увидела двадцать почти неразличимых черноглазых детей. Заглянула в журнал — а там без конца повторяются два имени, весь класс состоит из Магомедов Магомедовых и Али Алиевых! Но очень скоро я научилась их прекрасно различать, хотя сначала выискивала «особые приметы» для каждого. Потом многие из них поступили в лесотехнический институт, и я гордилась — мои дагестанцы экзамены по рус­скому языку сдавали ничуть не хуже местных абитуриентов.
Связи и с интернатскими детьми, и с учениками более поздних лет сохранились до сих пор — они, уже 60‑летние, и сейчас звонят, поздравляют с праздниками. В интернате Ольга Николаевна работала 12 лет, потом еще десять — в школе №11, и без малого тридцать лет — в школе
№5. В 80‑е годы она познакомилась с выдающимся педагогом Виктором Шаталовым и его коллегой Юрием Меженко из Донецка. Переписывались, обменивались методиками, Ольга Николаевна присутствовала на уроках Шаталова, который считал, что только тогда урок удался, «когда рубаха мокрая». Ольга Николаевна, как и Шаталов, была убеждена, что ребенок лучше всего воспринимает теорию, если она «закодирована на ассоциативной основе». Вот эти ассоциативные связи в сознании детей она и старалась создавать на своих уроках.
— Чтобы грамотность была на кончике пера, правило должно быть на кончике языка, — считает Кургузова. — Рифмограммы не отменяют и не заменяют правил из учебника, но помогают их запоминать.
На практике это выглядит так. Рифмограммы, изображенные на планшетах, размещаются по стенам класса. Синим цветом выделена теория, красным — примеры (они у Ольги Николаевны тоже в стихах). После того как дети изучили видеопортрет рифмограммы, ее читает сначала учитель, потом хором весь класс, затем два-три ученика и наконец тот, кто уже выучил. Так создается аудиопортрет рифмограммы.
Потом ребята записывают рифмограмму в тетрадь — моторика пальцев тоже помогает памяти. По мнению Кургузовой, «один раз написать — то же, что два раза прочитать». И только после этого ритуала ученики открывают свой обычный учебник и читают правило. Таким образом, работают все четыре вида памяти: визуальная, вербальная, слуховая, моторная.
Ольга Николаевна всегда старалась, чтобы на уроке работали как логика, так и эмоции, чувства. Поэтому стихотворные задания в книге рифмограмм — это трогательные истории, интересные для детей и волнующие их. Один пятиклассник, прочитав драматичное стихотворение «Верность» о паре лебедей, отчаянно произнес:
— Эх, как же можно такие стихи писать, чтоб дети плакали!
Минувшей весной Кургузова выпустила свой 11-й класс и ушла на заслуженный отдых. Для школы №5, где она преподавала три десятилетия, Ольга Николаевна — педагог-легенда. На пенсию ее отпускать долго не хотели, и этот учебный год стал первым, начавшимся без нее. Выпускники Кургузовой показали блестящие результаты ЕГЭ по русскому языку. Из 24 человек одна девочка получила 97 баллов, один мальчик — 73, двое — по 66, у остальных — 81 балл. По мнению Ольги Николаевны, ЕГЭ — всего лишь способ проверки знаний, но сами знания не должны ограничиваться умением сдавать тесты. Методик их приобретения много. И рифмограммы — одна из них.
Уникальность методики в том, что использовать ее может не только автор, она может быть широко растиражирована. Но если любой школьный учебник легко приобрести в магазине, то книга Кургузовой — уже библиографическая редкость. Она выдержала два издания, последнее — в 2003 году, тиражом всего 2 тысячи экземпляров. Может быть, пора задуматься о ее переиздании? Ведь такой учебник должен быть если не у каждого ученика, то уж во всяком случае у каждого учителя русского языка и литературы.
Впрочем, сама Ольга Николаевна человек скромный и полагает, что любой учитель при желании найдет способ донести до своих учеников прочные знания в интересной для них форме.
— Учитель всегда может найти пространство для творчества, — говорит известный педагог. — И я счастлива, что 19 моих учеников избрали профессию преподавателя русского языка и литературы.

Галина Саубанова





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Родители детсадовцев будут платить за присмотр, но не за образование



Педагогическая общественность Воронежской области продолжает обсуждать проект федерального закона «Об образовании в Россий­ской Федерации». Давно назревшая реорганизация коснется и дошкольного образования.

В своем выступлении на областном педсовете особое внимание этому вопросу уделил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронеж­ской области Олег Мосолов:
— Новый федеральный закон будет комплексно регулировать отношения в сфере образования. В настоящий момент образование подразделяется на общее (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. После вступления в силу нового закона установятся новые уровни образования. Теперь дошкольное образование и начальное общее образование станут самостоятельными уровнями.
Также в законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Новый закон не допускает включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях еще и расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это значит, что родительская плата должна направляться исключительно на обеспечение расходов по присмотру и уходу за ребенком и не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативами финансирования присмотра и ухода за детьми.
— На сегодняшний день муниципальную целевую программу развития дошкольного образования имеет лишь городской округ город Воронеж, — подчеркнул Олег Мосолов. — Этой программой предусмотрено не только строительство, реконструкция и капитальный ремонт дошкольных учреждений, но и мероприятия по инвентаризации всех помещений дошкольных образовательных учреждений, в настоящее время используемых не по назначению, и возвращение их для использования по назначению.
А также мероприятия по развитию вариативных форм предоставления дошкольного образования и формирование электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения. Считаем необходимым обратить внимание муниципалитетов на актуальность разработки аналогичных программ. Увеличение процента охвата детского населения программами дошкольного образования позволит нам более качественно подготовить детей к обучению в начальной школе, укрепить их здоровье и обеспечить более высокий уровень общего развития.

Галина Саубанова





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



У кого больше талия?



В Воронеже прошел первый фестиваль будущих мам

Ожидание рождения малыша — повод повеселиться. Так решили молодые супружеские пары, пришедшие на первый в истории Воронежа фестиваль беременных.
А там — конкурсы, песни, танцы, премьера комедии с Дмитрием Дюжевым в главной роли, сюрпризы и подарки — в общем, все для хорошего настроения и самочувствия. На всякий случай неподалеку дежурила бригада скорой помощи — вдруг кто-то соберется родить! Но, к счастью, «экстремалов» не оказалось.
Начался фестиваль с показа коллекции женской одежды «осень-зима». Модели с круглыми животиками дефилировали по красной ковровой дорожке в шерстяных и трикотажных платьях, костюмах, комбинезонах, которые дамам в положении предложили купить со скидкой.
Самые смелые из будущих мам приняли участие в конкурсах, первый из которых назывался «Мамочка-модель». Десять беременных «проплыли» по импровизированному подиуму, чтобы показать и себя, и свой наряд во всей красе. Получилось у них не хуже, чем у профессиональных моделей. Затем соревноваться вышли мужчины — их попросили выступить в качестве будущих мам. А для пущей убедительности они должны были смастерить себе живот, да побольше, из воздушных шаров и ткани. Правда, будущие отцы сами не справились — побежали к женам за помощью. А после гордо продефилировали по красной дорожке, под хохот своих любимых.
— Это разве живот? Вот у нас — талия хоть куда! — тут же продемонстрировали свои округлившиеся формы беременные на большом сроке, от 32 недель. Их обмерили и объявили: «Самая роскошная талия — 118 сантиметров — у Екатерины Марковой!»
Получив главный приз — упаковку подгузников для новорожденных, радостная победительница поспешила к мужу Кириллу. А потом призналась «Коммунарочке», что беременность ей дается нелегко:
— Тянет спину, ломит поясницу, живот мешает наклоняться и спать в любимой позе, свернувшись калачиком: приходится под спину подушку подкладывать. Резко меняется настроение. А уж про токсикоз и вспоминать не хочется: вместо полезной пищи, богатой белками и клетчаткой, так и тянет на все острое, соленое, копченое, чего нельзя. Вот и ломаем голову над меню всей семьей. Но когда представлю, какой у меня будет сын или дочь, чувствую себя счастливой!
Людмила Ромасева своего сына, который на днях появится на свет, хорошо рассмотрела на УЗИ. Поэтому, приняв участие в конкурсе «Письмо будущему малышу», смело обращалась к нему с просьбой родиться крепким, смышленым и послушным. У Людмилы и ее мужа Романа это будет второй ребенок, их дочке Ульяне уже пять лет.
— Вообще мы мечтаем о троих детях, — рассказали супруги. — Конечно, трудно их растить, да и детские товары сегодня дорогие. Но от первенца у нас остались некоторые вещи, кроватка, коляска, поэтому нам будет полегче.
Познакомились Ромасевы на малой родине мужа — Каменском районе, куда маленькая Люда приезжала на лето к бабушке. Когда Романа призвали на службу в армию — в Чечню, невеста писала письма, часто звонила. Дождалась. Вскоре после дембеля сыграли свадьбу. И вот уже семь лет они стараются не расставаться ни на минуту.
— Я однолюб, как и моя мама, которая недавно отметила 30‑летие совместной жизни с папой, — рассказала Людмила. — Поэтому я никогда не искала себе другого. Когда Рома служил, молилась, чтобы вернулся домой живой и здоровый. После свадьбы, когда узнала про свою первую беременность, была в шоке — только устроилась на хорошую работу. А муж обрадовался — вот бы дочка появилась! Ну а вторая беременность у нас запланированная, мечтали о сыне. Все сбылось!
Пока на фестивальной сцене выступал детский танцевальный коллектив «Лира», четыре пары будущих родителей готовились к участию в конкурсе с куклами-пупсами, аккуратно разложенными на двух столах. Ведущий педантично рассказал, как нужно одеть и запеленать «ребенка». Но молодожены, конечно, все перепутали и вновь заставили весело посмеяться зал.
Всем участникам конкурсов торжественно вручили ценные подарки и сертификаты на покупки в магазинах для будущих мам. А зрители предложили организовывать такие праздники почаще — хотя бы пару раз в год, чтобы все беременные могли участвовать в замечательном фестивале!


Елена Добрынина, фото автора





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Работа по специальности



У победителя конкурса «Воспитатель года» множество детей и одна запись в трудовой книжке.

Успокоить ребенка, разволновавшегося от расставания с мамой, завязать шнурочки на туфельках, поправить бант на косичке, уговорить съесть завтрак — этих обязанностей в должностных инструкциях воспитателя нет, но именно с этого начинается рабочий день в детском саду.
О том, что станет педагогом, Ольга Филевская решила, когда сама еще была ребенком. Во дворе ее всегда можно было увидеть в окружении ватаги ребятишек-ровесников. Учась в школе, играла «в школу» даже дома — завела журнал для оценок, писала планы, проводила уроки для своих друзей. Окончив Россошанское пед­училище, сразу пошла работать по специальности. С 15 августа 1990 года в трудовой книжке Ольги Филевской единственная запись — «воспитатель детского сада № 18 г. Россоши». Сколько за это время она сделала «выпусков»? Пять? Семь?
— Привыкаешь к малышам, и когда они, подрастая, уходят в школу, то расставаться очень тяжело, — признается Ольга Анатольевна. — Ведь они становятся, без преувеличения, родными. Ну как можно их не любить, когда каждое утро, помахав маме или папе рукой, малыши бегут ко мне, чтобы рассказать о чем-то самом-самом важном для них!
К каждому занятию она старается подготовить что-то необычное.
— Ведь, чтобы научить ребенка понимать смысл таких слов, как Родина, семья, нужно сначала научиться понимать самих детей, говорить с ними на понятном им языке, подобрать ключик к сердцу и таланту каждого ребенка. Без этого воспитывать ребенка невозможно. Именно в детском возрасте закладывается характер будущего взрослого человека. Я стараюсь развивать у детей такие необходимые навыки, как усидчивость, внимание, дисциплинированность. И делаю все это в игре. Дети с удовольствием откликаются на игры и затеи. И всегда нужно помнить: чтобы чему-то научить ребенка, чтобы воспитать хорошего человека, начинать нужно непременно с себя, своим примером показывать, как правильно поступать.
Во всех праздничных мероприятиях детского сада участвуют родители, которые вместе с детьми готовят костюмы, репетируют сценки, стихи. Вместе получаются удивительные, по-настоящему семейные праздники в детском саду. И во всем чувствуется творческая рука педагога Ольги Филевской — победителя районного конкурса «Воспитатель года-2011».
В конце сентября ей предстоит защищать честь района на областном конкурсе профессионального мастерства. К этому конкурсу Ольга написала стихотворение о своей работе:

Ах, мамы, мамы! Вам и не понять,
Что в мире есть профессия такая –
Любить детей и устали не знать,
Своих детей порою забывая!

Ольга РАЗУМОВА, фото автора





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



И сбоку бантик!



Легкий платок или шарфик даже в самый теплый осенний день можно увидеть на шее любой женщины — ведь это не столько способ защиты от холода, сколько возможность мгновенно изменить образ. Этот аксессуар позволяет превратить повседневную одежду в вечернюю, строгое платье — в романтический наряд. Праздничные и будничные, лаконичные и кокетливые, нежные и яркие, по-разному завязанные, платки к лицу абсолютно всем. Стоит им только попасть в умелые руки, и они превращаются в топ, головную повязку, бюстье, надеваются в качестве юбки и брюк, задрапировываются в виде платья.

Преподаватель истории костюма Воронежского профессионального лицея №2 Людмила Стоволосова считает, что элегантность — первое, что должны постичь ее ученицы.
— Дамский шарф (будь то теплая пашмина, шелковый шейный платочек или китчевая арафатка) играет огромную роль в формировании всего наряда, — считает Людмила Александровна. — Но, чтобы он действительно стал выразительным акцентом, важно уметь его красиво завязывать — так, чтобы каждый раз выбранный вами наряд приобретал новое прочтение.
Для читательниц «Коммунарочки» Людмила Стоволосова провела мастер-класс, на котором показала одни из самых эффектных вариантов ношения шарфов.
И помните, что шарф можно завязывать не только на шее, но и на голове, поясе, запястье или даже на сумке!

Галина Саубанова





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Бабочка



Для этого способа можно использовать как шарф, так и платок размером 120х120 см, который необходимо предварительно дважды сложить пополам.

1 Завяжите свободный широкий узел посредине шарфа.
2 Оберните платок вокруг шеи так, чтобы завязанный узел находился впереди, под подбородком.
В завершение свободные концы шарфа протяните через узел и расправьте их.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Осенний вальс



Надевая осенние плащ или пальто, необходимо прикрывать шею. Платок 90х90 см, завязанный этим способом, служит дополнением к верхней одежде.

1 В центре платка завяжите узел.
2 Сложите платок по диагонали так, чтобы завязанный узел находился внутри.
Оберните сложенный вдвое платок вокруг шеи так, чтобы узел находился под подбородком, и завяжите концы платка сзади.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Мисс элегантность



Несомненное достоинство этого способа — шарф не нужно постоянно поправлять. Вам потребуется шарф или платок размером 120х120 см, сложенный несколько раз пополам.

1 Оберните платок вокруг шеи и дважды перекрестите его концы спереди.
2 Концы платка отведите назад и завяжите узлом. Чем длиннее шарф или платок, тем объемнее получится узел.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Во цвете таланта



Вспомнил первый армейский день. Декабрь. Мороз и метель. Стоим на плацу в гимнастерках (чтобы служба медом не казалась, как говорил старшина Короленко). Старшина вопрошает: «Художники средь вас е? Шаг уперед!» Молчание. И вдруг Ваня Хаев, родом из-под Рязани, шмыганул носом так, что метель затихла. Сапогами прошкрябал по бетонке и скромно молвил: «Я рисовать умею…» — «И что же ты рисуешь?» — «Твяточки» — «Чего?!» — «Твяточки». Не хотелось Хаеву тянуть тяжелую солдатскую лямку. Чего уж проще — пристроиться цветочки рисовать! Старшина тут же протянул «живописцу» планшет с закрепленным на нем листом ватмана, дал карандаш: «Мулюй свои «твяточки». И рота взорвалась таким хохотом, что мороз на какие-то мгновения перешел в оттепель.

…Нина Алексеевна Резникова пишет только цветы. Как-то давным-давно видел ее работы. Одну даже получил в подарок. Тщательно выписанные лепестки, листочки, стебельки. Прекрасно, но ничего необычного.
И вдруг в выставочном зале «Нефта» — выставке ее картин. Подруга говорит, что лет двадцать настаивала на необходимости Алексеевне «выйти в свет» со своими работами… Добилась, наконец.
Для большинства присутствующих Нина Алексеевна неузнаваема — где былая щепетильность исполнения, тщательность прорисовки? Появились широкие мазки и особая манера. Будто солнечный майский ветер ворвался в унылое пространство зала. На этих полотнах цветы лучше, выразительнее, чем на садовых грядках или в разнотравье полей и лугов. Идешь от работы к работе и не устаешь — каждая поддерживает тебя восторгом от невиданного смешения красок и света…
Скупо по стенам — портреты родных, близких художнику людей, пейзажи города — там нет цветов, но их присутствие ощущается. Каким образом это достигнуто? Тоже маленькая тайна, с помощью которой создается великое.
— Подобного в выставочных залах и картинных галереях встречать не доводилось, — делится впечатлениями доцент кафедры фармакологии Воронежской мед­академии Римма Китаева. — Это та простота, передача которой удается только Мастеру. Я врач. Знаю, что в Германии есть клиника, в которой человеку помогают обрести здоровье с помощью голоса Анны Герман. Убеждена — можно открыть и клинику, где будут лечить краски, обращенные в цветы умением художника
Вышел на улицу — и тут, собственно, и вспомнил о сослуживце Хаеве, убежденном, что ничего проще в жизни нет, чем рисовать «твяточки».

Эдуард Ефремов, фото автора





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Уйти в семью и не вернуться



Психолого-педагогическое сопровождение процессов усыновления ставится на профессиональную основу.

На территории Воронежской области при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, второй год реализуется региональная программа «Новая семья». В рамках программы специалистами областного государственного учреждения «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», работающего от департамента образования, науки и молодежной политики, проводятся выездные занятия «Школы приемных родителей» для кандидатов в приемные и замещающие родители. В течение этого года выездные «Школы…» побывали в Борисоглебском, Павловском, Кантемировском, Семилукском, Новоусманском, Хохольском, Бобровском муниципальных районах.
Последний раз «звонок на родительский урок» прозвенел в Лисках, где специалисты Центра организовали большой трехдневный обучающий семинар с элементами тренинга по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских, юридических знаний. Сегодня в районе девять приемных семей, в которых воспитываются 29 мальчишек и девчонок. Но в семинаре участвовали 18 человек — как кандидатов, так и «действующих» приемных родителей из Лисок и сел района.
— Основная цель программы — это профилактика так называемого вторичного сиротства, — рассказала руководитель «Школы приемных родителей» Дина Шафоростова (на фото). — Для определенной категории семей посещение занятий — обязательное условие. До мая этого года были рекомендованы 22 часа, отводимые под обучение и тренинги, а теперь это время увеличено до 80 часов. Как показывает опыт, даже на этапе принятия решения (брать или не брать ребенка в семью) возникает масса вопросов, ответы на которые лучше получить у квалифицированного специалиста. Именно специалист поможет предотвратить ситуации, когда взятого из интерната, приюта или детдома малыша через некоторое время возвращают обратно. Увы, пока что такие случаи нередки. На наших тренингах в Павловском районе присутствовала девочка, от которой сначала отказалась ее родная семья, а потом и две приемные. Представьте состояние маленького человечка, перенесшего стрессы, предательство близких. К нашей радости, сейчас она воспитывается в новой семье и, хочется верить, наконец-то узнает, что такое любовь родителей, забота, тепло семейного очага.
Вторая задача — организация психолого-педагогического сопровождения семьи. Адаптационный период зачастую тяжело протекает для обеих сторон. В Лискинском районе, к примеру, есть уникальная семья, в которой воспитывается темнокожий мальчик. Но уникальна она вовсе не этим, а тем, насколько продуманно и предупредительно отнеслись будущие родители ребенка к его появлению в семье. Прежде чем он приехал в то село, где его ждали новые родственники, была проделана громадная работа. Женщина, принявшая на воспитание троих ребятишек, провела много встреч и бесед с соседями, сверстниками в школе. Так что к появлению непохожего на других мальчугана многие были готовы и восприняли это совершенно нормально. Однако это не означает, что все всегда бывает гладко. Те из родителей, кто уже прошел «Школу…», признаются: знай они все эти тонкости в отношениях с приемными детьми, удалось бы избежать многих неприятных ситуаций. Есть и «обратная сторона медали». Психолого-педагогическое сопровождение важно и для того, чтобы взятый в семью ребенок не разрушил ее, чтобы взаимоотношения уже сложившейся пары супругов не зашли в тупик...
Дина Викторовна рассказала, что среди ее коллег много семейных и детских психологов, логопедов-дефектологов, есть специалисты, которые занимаются именно досуговой деятельностью. Например, дети от года до трех вместе с родителями учатся в школе эмоций, поскольку зачастую у таких малышей идет задержка психоречевого и эмоционального развития. Есть специальные занятия для детей постарше и подростков. Кстати, что касается последних, то тут проблемы бывают именно из-за того, что опекуны или приемные родители для современной молодежи — это люди другого поколения, у которого совершенно иное восприятие мира, темпов жизни. Как говорится, вечная проблема «отцов и детей». И в таких ситуациях специалисты Центра тоже приходят на помощь.
Третье направление работы Центра — подготовка самих специалистов, работающих с данными семьями. Не каждый психолог, даже живущий с детьми-сиротами в интернате, знает о психологических нюансах вхождения ребенка в семью. Поэтому с прошлого года началось создание специализированных служб по устройству детей в семью на территории Воронежской области. Они уже действуют на базе областных учреждений интернатного типа в Борисоглебске, Таловой, Павловске и Боброве. Для них закупили логопедические тренажеры, психологические диагностические компьютерные комплексы, мягкие игровые модули, мебель и т. д. Эти службы поддерживаются финансово и призваны стать межрайонными.
Интересно, что всеми без исключения услугами Центра и его служб в районах могут пользоваться не только приемные дети, но и кровные! Ведь и им, на чью долю выпадает принимать в родном доме новых братьев или сестер, тоже нередко требуется моральная поддержка, совет, просто возможность выговориться и пооткровенничать. Очень важно: все — бесплатно!
На третий день семинара несколько лискинских семей воспользовались услугой Центра «Социальное такси» и вместе с детьми побывали в Воронеже, где на главной базе Центра провели занятия в сенсорной комнате, в спортивном зале, поучаствовали в празднике «Солнечные старты». Такие выезды по-настоящему сдружили семьи. А главное, число тех, кто желает сесть за парты в их «Школе приемных родителей», растет. Значит, на воронежской земле станет меньше детей, лишенных счастья быть любимыми.

Елена КУЛИКОВА, фото автора





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Пусть мама увидит, пусть мама придет...



Обращаться: г. Воронеж, пл. Ленина, 12. Департамент образования Воронежской области, отдел социальной защиты детей. Тел.: (473) 252-62-92, 253-12-57

Анастасия Г.

Год рождения 2004
Глаза серые, волосы русые, общительная, активная.
Причины отсутствия родительского попечения: акт об изъятии ребенка из семьи.
Форма устройства в семью: опека (попечительство), приемная семья.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Пусть мама увидит, пусть мама придет...



Обращаться: г. Воронеж, пл. Ленина, 12. Департамент образования Воронежской области, отдел социальной защиты детей. Тел.: (473) 252-62-92, 253-12-57

Егор В.

Год рождения 2003
Глаза карие, волосы темные, активный, контактный.
Причины отсутствия родительского попечения: мать лишена родительских прав.
Форма устройства в семью: усыновление, опека (попечительство), приемная семья.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Пусть мама увидит, пусть мама придет...



Обращаться: г. Воронеж, пл. Ленина, 12. Департамент образования Воронежской области, отдел социальной защиты детей. Тел.: (473) 252-62-92, 253-12-57

Дмитрий Б.

Год рождения 2007
Глаза зеленые, волосы русые, общительный, серьезный, лидер по отношению к брату-близнецу.
Причины отсутствия родительского попечения: ограничение матери и отца в родительских правах.
Форма устройства в семью: опека (попечительство), приемная семья.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Пусть мама увидит, пусть мама придет...



Обращаться: г. Воронеж, пл. Ленина, 12. Департамент образования Воронежской области, отдел социальной защиты детей. Тел.: (473) 252-62-92, 253-12-57

Никита Б.

Год рождения 2007
Глаза зеленые, волосы темно-русые, доброжелательный, спокойный.
Причины отсутствия родительского попечения: ограничение матери и отца в родительских правах.
Форма устройства в семью: опека (попечительство), приемная семья.






№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Скрипучее колесо времен



Поздравить губерн­ский город с 425‑летним юбилеем приехали в минувший праздник делегации от всех районов области. Каких только диковинок не привезли гости из глубинки — и утварь старинную, и самоделки народные; этнографические экспозиции воспроизводили поселения чуть ли не в натуральную величину — с плетнями, колодцами, хатами и живностью. А когда все фольклорные ансамбли начали петь, то стало не слышно тех, кто работал с мощными усилителями по ту сторону проспекта Революции.


Но чаще всего прохожие останавливались фотографироваться у прялки, за которой сидела Нина Федоровна Дешевых из Каменского района. Мы это знаем наверняка, потому что «Коммунар» проводил собственную акцию рядом с площадкой Каменского района. Мы не сразу поняли, в чем тут феномен: эка невидаль — прялка, в любом школьном музее такая стоит. Потом сообразили: дело не в прялке, дело в самой этой женщине, по-настоящему красивой в свои 72 года и удивительно гармоничной в «сельской» обстановке, воссозданной в центре мегаполиса. Она охотно общалась буквально со всеми, давала опробовать «технику», не тая секретов прядильного мастерства.
А потом Нина Федоровна встала из-за прялки и пошла петь вместе с подругами. Она, оказывается, приехала не в качестве «принадлежности» к полумузейному экспонату, а в качестве участницы довольно известного, отмеченного всяческими лауреатскими достижениями ансамбля «Калинушка».
— Я в 55‑м году начала в клубе петь. А потом дети пошли, некогда стало. Детей-то пятеро. Но выросли, разъехались детишки — и я вернулась на сцену. А там все те же подружки, с какими петь начинала. Как и не уходила никуда.
Сама Нина Федоровна с 1939 года. Отец ее погиб на фронте, и мать одна поднимала шестерых детей. В колхозе работала с шести утра до темноты, а потом еще пряла, ткала, шила — детей надо было одевать, а нельзя было купить и нитки. Нина рано начала ей помогать и быстро освоила все вековые традиции «домашней мануфактуры». Все как в старину — ткани измерялись аршинами и производились исключительно из натуральных продуктов — овечьей шерсти и конопли.
— Коноплю сеяли во всех огородах. И в это самое время, по осени, собирали. Выдергивали с корнем. Мужская особь — посконь — шла на изготовление ровной ткани. Матерка — та потолще, грубее, она шла на веревки. Коноплю вымачивали в воде, прополаскивали, высушивали. Потом где-нибудь в коридоре ставили мяльницу и в четыре-пять, а то и в шесть-семь толкачей мяли ее. Если неловко шла работа, говаривали: «Всеми толкачами в ступу не попали». Потом терли волокно до тех пор, пока оно становилось мягким, податливым. Тогда чесали гребнями. Получалась намыка — та же кудель, только конопляная.…
Нина Федоровна рассказывает все это, не прекращая вращать колесо прялки. Это не декоративная демонстрация работы старинного механизма, а вполне рабочий процесс. Благодаря этой прялке весь ансамбль обут в теплые лапти, с которыми артисткам не страшны клубные сквозняки. Да и внуки — их шестеро, и правнучка уже есть, — обвязаны с головы до ног.
—…Когда пряжа была готова, начинали сновать — готовить основу. Тысячи движений руками туда-сюда. Когда дитя бегало по комнате, ему говорили: «Что ты как основу снуешь?» Ткали вдвоем с матерью. Когда заканчивали, я нагребала жарку из печи и носила сковороду под полотном — сушила. А пахло так вкусно, что не могла удержаться — хватала кусочек холста и жевала. Голод же был. Если и появлялся на столе хлеб, так там муки только горсть, остальное — тыква да бурак. А прялка подкармливала: время от времени мать меняла пряжу на еду.
Нина Федоровна говорит, как работает — безостановочно, неутомимо, память ее вытаскивает из кудели времен бесконечные подробности, казалось бы, такого далекого. 300 лет селу Татарино, триста! А некоторые традиции остались со времен основания села.
Пряха останавливается только тогда, когда я прошу попозировать перед фотоаппаратом. Нина Федоровна отвлекается, пытается сделать улыбку. Нить как-то сразу истончается и рвется. Мастерица смущена, старается быстро, пока никто не видит, исправить огрех.
— А шерсть откуда берете — такую чистую, белую?
— Как откуда? У меня и овцы есть, и кролики, и поросята, и корова. Деревня должна жить за счет себя.
А что улыбаетесь? Вы, наверное, городской?
Нина Федоровна наконец срастила порванные концы, и колесо прялки продолжило свое бесконечное вращение…

Александр Саубанов





№ 8 (63)
27 сентября 2011, вторник



Картофельная осень



Осень — картофельное время. Едва выкопав картошку нового урожая, мы спешим ее попробовать. Картофель хорошего сорта вкусен в любом виде — вареный, жареный, тушеный, запеченный… Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи — блюда из них только выигрывают при добавлении этого универсального клубня.

Слово «картофель» произошло от итальянского «трюфель». Трюфели — съедобные грибы, чьи плодовые тела, развивающиеся в земле, общими очертаниями действительно напоминают клубень картофеля. В XIX веке существовало стойкое поверье: если вслед уходящему человеку кинуть горсть картофельной кожуры, предстоящая дорога принесет ему много мучений. Поэтому после ухода управляющего, который ежедневно приходил к подневольным людям с новыми приказами барина, у крыльца каждого дома обычно вырастала целая гора кожуры.
Сегодня на ужин можно приготовить одно из аппетитных блюд, рецепты которых предлагает читателям «Коммунарочки» старший мастер профессионального лицея № 53, заслуженный мастер производственного обучения РФ
Николай Москалев.

ЗАПЕКАНКА КАРТОФЕЛЬНАЯ С ТВОРОГОМ
1,3 кг картофеля, 3/4 стакана растительного масла, 200-250 г творога, 4 яйца, 1 стакан молока, молотый красный перец, тмин, петрушка, соль.
Очищенный картофель отварить до полуготовности в небольшом количестве подсоленной воды (или в подсоленном обезжиренном молоке), дать воде стечь и нарезать кружками.
Выложить рядами в смазанную жиром посуду, поместив между ними смесь из 2 взбитых яиц, протертого сыра и тмина. Сбрызнуть разогретым растительным маслом и поставить на 10 минут в духовку. Взбить оставшиеся 2 яйца с молоком, добавить соль и молотый красный перец. Залить картофель и допечь в более жаркой духовке.
Запеканку подавать горячей с салатом.

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ЗРАЗЫ С ГРИБАМИ
1 кг картофеля, 100-125 г сухих или свежих грибов, 2 луковицы, 2-3 столовых ложки масла, 100 г сметаны, соль, перец, яичный желток, сухари панировочные.
Отварные сухие или свежие грибы смешать с мелко нарезанным жареным луком, слегка поджарить, посолить, поперчить.
Сварить картофельное пюре, разделать его в виде лепешек. Положить в середину каждой лепешки начинку, соединить края, придать форму пирожка, смазать яйцом, обвалять в сухарях. Обжарить, выложить на блюдо, полить сверху маслом со сковороды.
Приятного аппетита!

Галина Саубанова





онлайн | подшивка | о нас | рекламодателям | фотоальбом | контактыГос закупки
Сайт сделан в агентстве Вызов